«Скажите пожалуйста, а этот
корабль большой?», - преодолев смущение спрашиваю я у начальника отдела кадров
Одесского портофлота. «Большой, большой, на тебя хватит» - отвечает он, прикуривая сигарету и выдаёт мне выписку
из приказа, в которой сказано, что я направляюсь на м/б «Сарыч» учеником
матроса. Морской буксир «Сарыч» - последний в Одесском порту из поколения
паровых буксиров на твёрдом топливе (на угле). И я – вчерашний школьник Витя Нечаев спешу утром
на первый в своей жизни рабочий день, ещё не зная – какой кошмар ожидает меня
на этой древней посудине, построенной финнами в начале двадцатого столетия.
Буксир находится на капитальном ремонте в судоремонтном заводе № 2, что внизу
парка отдыха им. Т. Шевченко, под арконадой. Мне ещё нет восемнадцати, от армии
у меня отсрочка т.к. я поступил на заочное отделение ОВИМУ, а о трудоустройстве
таких, как я позаботились районные комитеты по делам молодёжи, которые обязали Госпредприятия
принимать на работу лиц, не достигших призывного возраста и восемнадцати лет,
дабы они не болтались без дела. На
буксире нас двое учеников, со мной в паре осваивает морскую профессию Юра
Грибов – такой же неудачник на экзаменах, как и я, при поступлении на дневной
стационар Водного института. Весь рабочий день, мы с Юрой вкалываем, как проклятые, под
строгим надзором боцмана, по фамилии Балавадзе – щуплого, невысокого, но
требовательного грузина. Таскаем с места на место какие-то брёвна, бочки,
агрегаты, сварочные аппараты, огнетушители и просто вёдра с водой. Боцман дал
нам с Юрой указание отбивать на ватервейсах ржавчину, которая наслоилась здесь
за несколько десятилетий. Отбивать нужно непременно до металла, пока под
ударами кирки не заблестят здоровые, без ржавчины поверхности. И только после
того, как боцман проверит и даст своё «добро» - можно наносить грунтовку, а
затем окрашивать обработанные поверхности. С непривычки мы уже
не ощущаем рук, а боцман всё недоволен. Бывало, он целый день шатается где-то
по своим делам, затем приходит, берёт кирку и, свежими силами находит ржавчину там, где мы с Юрой обработали поверхности, что
называется на совесть. На буксире есть ещё один молодой моряк по имени Максим.
Он почти наш ровесник, но поступил на судно раньше нас и уже сдал экзамен на
матроса 2го класса, и несёт
караульную вахту по ночам, наравне со
взрослыми. Максим требует, чтобы мы обращались к нему не иначе, как «Максимыч».
Мы с Юрой откровенно завидуем Максу и с нетерпением ждём, когда закончится
шестимесячный срок обучения и подготовки, перед сдачей экзамена на матроса.
Собственно, нас никто и ничему не учит, - всё обучение ограничивается тяжёлой
повседневной и чёрной работой: таскать тяжести, убирать мусор, мыть и красить,
грузить и разгружать. На перекурах и краткой передышке, после обеда Максимыч
делает нам замечания, если увидит, что мы с Юрой бросаем в воду огрызки сварочных
электродов, пытаясь пронзить ими огромных медуз, или что кто-то из нас выбросил
окурок в море. Поучительным тоном старого морского волка он говорит, что
настоящий моряк никогда не сплюнет в море и не бросит туда окурок, что море,
мол не прощает подобного пренебрежения к себе. И вот, что удивительно, что те,
первые уроки, преподанные мне таким же, как и я пацаном запомнились мне на всю
жизнь гораздо яснее и чётче, чем все последующие лекции в мореходках, при
изучении конвенции МАРПОЛ о загрязнении водной среды. Наконец, долгий ремонт
заканчивается и наш старичок «Сарыч», отремонтированный и покрашенный, и
буксируемый другим буксиром, подходит к Новому молу (где нынешний морвокзал), и
где нам в бункер загружают уголь для разведения топок и запуска котлов. Первое
время мы задействованы на портовых работах – таскаем по порту с места на место
баржи, лихтеры и другие объекты. Но все члены экипажа пребывают в ожидании
того, что нас поставят на регулярную линию по буксировке барж и лихтеров в Крым
или Скадовск, что для нас с Юрой равносильно выходу за Гибралтар, в наших
романтических фантазиях. В носовой части буксира, с обоих бортов расположены
два матросских кубрика с подвесными койками. В одном из кубриков я и проживаю,
потому что, захваченный предстоящими морскими походами, дома уже бываю редко.
Посреди каждого кубрика установлена
стальная колонна, внутри которой проходит якорь-цепь от канатного ящика к якорю
и, при отдаче якоря на якорной стоянке, или при подходе к причалу, стоит такой
грохот, который может разбудить мертвеца, какой уж там сон. И я вскакиваю каждый
раз, пытаясь удержать в груди бешено скачущее сердце. Команда буксира, условно,
поделена на белых и чёрных. Чёрные – это кочегары, которых у нас шесть человек,
и которые чёрные, как черти от сажи и
копоти выскакивают периодически из котельного отделения на главную палубу
перекурить или глотнуть свежего воздуха. С одним из них, Сашей Бучинским у меня
завязываются приятельские отношения. Саша, как и я не равнодушен к
стихотворному жанру и пишет комические стишки о морской полосатой жизни. И вот,
однажды, я выхожу в первый в моей жизни рейс. Руководством портофлота перед
нами поставлена задача – отбуксировать лихтер «Ульяновск» с дизельным топливом
в Севастопольский порт для китобойной базы «Советская Украина», которая
находится там на отстое и ремонте. Наши
сборы недолги, ведь мы давно знали по слухам о предстоящем переходе, и каждый
уже собрал необходимые вещички. Тёплым, осенним вечером середины октября мы
выходим с лихтером через Западные ворота порта. На внешнем рейде, из буксировки
лагом мы переводим лихтер на длинный буксирный конец и ложимся на курс к
Крымскому берегу. Я выполняю обязанности
дневального : помогаю повару чистить овощи, убираю внутренние коридоры и
столовую команды, мою посуду, но по вечерам я свободен и старпом, вахта
которого была вечером, благосклонно разрешает мне приходить на ходовой мостик и
даёт мне первые в моей жизни уроки – «стояния на руле». Вначале получается не
очень хорошо; я напряжённо вглядываюсь сквозь толстую линзу в картушку
магнитного компаса, которая неумолимо движется по кругу(на самом деле она стоит
на месте), проносясь мимо отметки курса, несмотря на мои упреждающие перекладки
руля. Старпом терпеливо объясняет мне мои ошибки, и скоро у меня начинает
получаться довольно плавное движение судна, без резких вихляний, и удаётся
удерживать заданный курс на курсовой отметке. А, когда на режим выходит
гирокомпас, то становится ещё легче управлять буксировкой, потому что
гирокомпас более чутко реагирует на отклонения от курса. Авторулевого у нас на
буксире нет и на руле постоянно находится рулевой из матросов. И мне нравится,
при сдаче вахты отдавать рапорт рулевого новой смене, прямо как в кино. Спать
не хочется и перед уходом в кубрик, я ещё некоторое время перекуриваю на
палубе, глядя на загадочную Луну, которая расстелила к нам свою блестящую
серебряную дорогу.
Так иногда
порой бывает,
Луна над морем
зависает.
И хочется
пройти тропой
Серебряной и
золотой
За горизонт,
где тьма сгустилась,
Где солнце в
море опустилось,
Ушло туда, где
новый день
Развеял
призрачную тень…
Я любуюсь звёздами такими яркими, какими их
можно увидеть только в море. И мурашки невольно пробегают по коже, когда я
гляжу за борт в черноту морской пучины и думаю о том, -каково пришлось бы
человеку, упавшему за борт в этот момент. Смех и хихиканье прерывают мои
разыгравшиеся фантазии. Это боцман тискает за кормовой тамбучиной нашу
буфетчицу Раю – единственную женщину из всего экипажа, и я гашу окурок и
отправляюсь в душный кубрик, где уже похрапывают на койках мои уставшие
товарищи.
В пять утра меня будит судовой кок
Макарыч. Мне нужно почистить морковку и лук для приготовления завтрака команде
и прибрать столовую после ночного
перекуса смены кочегаров. Я выбрасываю за борт остатки макарон ещё сонным
чайкам, которые мгновенно просыпаются и с криками кружат над нашим буксиром.
Снаружи ещё совсем темно и только яркие вспышки огня маяка «Тарханкут» озаряют
горизонт слева по курсу. Море спокойное и вскоре, в первых проблесках утренней
зари, можно наблюдать блестящие мокрые спины,
резвящихся у поверхности моря дельфинов, да несколько рыбацких баркасов,
в окружении чаек выходящих в море на утренний лов.
Погода
в тот день, моего первого в жизни морского прихода к незнакомым берегам стояла
чудесная. Ярко светило солнце и было не по осеннему тепло. Море поражало своей
прозрачностью и цветом. Закончив послеобеденное мытьё посуды и прибрав столовую
команды, я устроился у фальшборта в носовой части судна, откуда хорошо можно
было наблюдать за игрой дельфинов,
которые резвились на форштевневой волне.
Уходя на глубину и снова выныривая на поверхность, вращаясь вокруг собственной
оси они, казалось, не прикладывали никаких усилий, чтобы уходить вперёд или
держаться вровень с ходом нашего буксира. С тех самых пор игры дельфинов у
форштевня судна всякий раз притягивают меня, и я смотрю на них неотрывно и
заворожено, как на языки пламени костра в турпоходе.
С восторгом
всегда наблюдаю картины,
Когда возле
борта резвятся дельфины.
Вблизи от
форштевня стремительный ряд
Без лишних
движений, как быстрый снаряд.
Под винт
погружаясь и даже под киль
В погоне
стараясь свой выявить стиль
То брюхо
покажут, то светлый бочок,
Хвостом по воде
издавая щелчок.
Наверх выгибая
блестящие спины,
Несутся по водным просторам
дельфины.
К Севастопольскому порту мы подошли, когда уже раскалённый диск солнца
прикоснулся к морю далеко у нас за кормой. Мы выбрали буксирный трос, подошли к
лихтеру и поставили его на якорь в районе якорной стоянки, затем сделали то же
самое и сами.
Раскаленный
солнца шар
На горизонте
прикоснулся,
К воде, но
возмущенный пар
От взрыва в
небо не взметнулся.
А обожженный
океан
Невозмутим и
равнодушен
На этот зрения
обман
И тишиной ласкает
уши.
Лишь пена белая
шуршит
Вдоль борта в
брызгах не смолкая
И буревестник
мельтешит
За солнцем в
море поспешая.
А солнце
спряталось и мгла
Свет
поднебесный погасила,
Но сбить нас с
курса не смогла,
Хоть
и старалась, что есть силы.
В
сумерках вечернего заката я смотрю в бинокль на огни города и береговые скалы,
на эту, обильно политую кровью Крымскую землю. Землю, которая подарила миру великих
- мариниста Айвазовского и физика И.Курчатова, Илью Сельвинского и Нику Турбину
и многих других великих, которых я не могу припомнить ввиду своей
малообразованности, и чувства гордости за великий народ поднимают меня до
порозовевших облаков и несут над поверхностью моря…
|